Все, что в последние 9 месяцев происходит в жизни положительного и созидательного можно снабдить предлогом “вопреки”.
Вышел третий том ‘Собрания песен’ Щербакова - вопреки тому, что в создавшихся условиях надеяться не продолжение серии было совершенно невозможно.
Если первые два тома заставили меня восхититься героической работой издателей, а в мое представление о самом авторе внесли не так много нового - то изучая третий том, я понял, что не знаю Щербакова.
Когда-то у меня возникло впечатление, что по мере творческого роста автор уходил от гитарной пальцеломной экзотики (“упрощал себя, упрощал”) и постепенно сводил аккомпанемент к простым аппликатурам, концентрируя усилия на тексте. Теперь оказалось, что дело обстоит в точности наоборот. Так же, как и в текстах, в музыкальной составляющей Щербаков перешел от яркой броскости, впечатляющей массового слушателя, к тонкостям и изыскам, на поверку оказывающимся очень сложно устроенными.
Кто знал, что в “Песне о Родине” ровно половина аппликатур являются нестандартными, собственными изобретениями автора? А во “Вторник, второе августа” аппликатуры хоть более традиционны, но простых, типовых среди них вообще нет? Что в “Подростке” во вступительной части правильное голосоведение можно получить только сыграв в точности как автор, а любой другой “гармонически эквивалентный” вариант результата не даст? А каково додуматься до главного тонического аккорда “Кинематографа 2”? Не говоря уже о таких произведениях как “Nemo” и “Анета”, где никаких аккордов в “гитарном” понимании нет вообще.
Редкая песня теперь обходится без вступления, выписанного нотами, причем изощренность этих вступлений также вышла на новый уровень.
В целом, мое личное впечатление от третьего тома - смесь восторга и озадаченности. Могу сказать, что любой, кто захочет аутентично исполнять песни зрелого периода Щербакова, столкнется с заметными проблемами. И дело, кстати, не только в сложности и необычности авторских музыкальных решений, но и в том, что многие песни этого периода качественно записаны лишь в синтезаторной аранжировке. Гитарный вариант же можно услышать только на концертных записях - как правило, низкокачественных, сделанных “с воздуха” (если вообще существующих). Снимать нестандартные ходы с таких записей - дело, как правило, гиблое. Поэтому без подобной книги в многих случаях просто не обойтись.
Огромное спасибо автору - за то, что поставил интересные задачи.
Огромное спасибо тем, кто готовил сборник - за то, что сделали эти задачи разрешимыми.